Архив за месяц: Март 2023

«Педагог-наставник в объединении «Народные промыслы»

Наставничество практикуется с доисторических времен, когда старшие учили младших соплеменников охотиться на мамонтов и разводить костёр. В средние века молодые мастеровые получали профессиональные навыки под руководством опытного наставника-мастера.

Прошло много веков, но неизменным остаётся кредо педагога-наставника: педагог сможет научить чему-то детей, если он действительно любит их и свою работу.

Нужен ли современным детям педагог-наставник?

Педагог-наставник не просто дающий им знания человек, он обучает различным навыкам, умению сотрудничать с разными людьми, критически, логически и творчески мыслить. Эти навыки будут полезны детям, и они могут применять их на протяжении всей жизни (профессиональной и личной).

Для решения этих задач педагог-наставник применяет современные педагогические технологии (личностно-ориентированный подход, технологии мастерских, а также проблемного обучения). Это даёт возможность детям научиться  самостоятельно принимать решения, достигать поставленной цели, реализовывать свой потенциал.

Педагог-наставник должен быть примером для обучающихся, вести за собой, вдохновлять и мотивировать детей.

Педагог-наставник имеет возможность, тесно общаясь с обучающимися, раскрывать скрытые таланты и способности ребёнка. Важно оценить творческий потенциал, дать возможность развиваться в выбранном направлении. В объединениях дополнительного образования обучающиеся включены в различные сферы практических занятий, где они могут выбрать вид деятельности в соответствии со своими предпочтениями. А педагог-наставник создаёт условия для успешного самоопределения обучающихся.

Программа объединения «Народные промыслы» (продвинутый уровень) составлена с учётом успешного освоения стартовой и базовой программ (Керамическая игрушка, Гончарное дело и Народные промыслы). Эти программы не дублируют образовательные области предметов «Технология» и «Изобразительное искусство», а расширяют и дополняют их, ориентируя детей профессионально.

Наряду с профессиональными интересами особенно значимыми являются мотивы. Используя современные педагогические технологии, педагог мотивирует обучающихся к выбору будущей профессии. Профессиональная мотивация позволяет обучающимся сознательно осуществлять свой выбор и подготовку к будущей профессии.

Во время освоения программы дети регулярно участвуют в конкурсах, конференциях, проводят мастер-классы, пишут исследовательские работы, что также помогает им правильно самоопределиться и выбрать будущую профессию.

В творческом объединении «Народные промыслы» мы продолжаем сохранять традиции народных промыслов. Попробовав себя в различных видах творческой деятельности, обучающиеся начинают осознавать свои силы, оценивают свой творческий потенциал, начинают задумываться о выборе будущей профессии, или решают, что творчество станет приятным хобби и любимым занятием в свободное время.

В программе объединения выделены отдельные темы (Цветоведение, Материаловедение, Композиция, Орнамент, Художественное проектирование и др.), которые могут помочь обучающимся в дальнейшем самоопределении не останавливаться на народных промыслах, а более широко воспринимать программу и выбрать смежные профессии. Такими направлениями могут стать: дизайнер, декоратор, архитектор, преподаватель изобразительного искусства, иллюстратор, искусствовед и другие

За время работы объединения более 20 наших выпускников связали свою профессиональную деятельность с творчеством, для многих творчество стало любимым хобби.

Учебные заведения, где продолжают обучение наши воспитанники из объединения «Народные промыслы» – ГАПОУ МО «Губернский колледж», Российский институт театрального искусства — ГИТИС, Тарусское художественное училище (лицей), Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского, Московский государственный университет печати имени Ивана Фёдорова (МГУП).

Выпускница объединения Народные промысла Пратасова Татьяна Александровна сейчас работает в Детско-юношеском центре «Горизонт». Татьяна пришла на занятия росписью по дереву в 1995г. в 10 лет. Она была любознательным трудолюбивым ребёнком. Подрастая серьёзно стала относится к занятиям, участвовала в мастер-классах и выставках — конкурсах. Сдала выпускные экзамены в ДЮЦе и поступила в художественный Лицей в городе Таруса. Затем поступила в Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского по специальности Педагог профессионального обучения. Некоторое время не работала по специальности, но однажды в силу обстоятельств я пригласила Татьяну на временную работу в ДЮЦ. Прошёл год, и Татьяна Александровна поняла, что хочет остаться здесь, что хочет учить детей, осознала, что шла к этому всю предыдущую жизнь. И вот уже 9 лет Татьяна Александровна преподаёт по программам Декоративное искусство, Мелкая пластика, Мир волшебства и др. В её объединениях занимается почти 130 детей. Татьяна Александровна принимала участие в профессиональном конкурсе «Сердце отдаю детям». За хорошую работу она награждена Грамотами и Благодарностями от руководства, но самое главное –  её любят дети. А Татьяна Александровна любит детей и свою работу. Я вспоминаю маленькую девочку Таню которая как-то сказала: «Я хочу быть похожей на Вас…», а теперь мы с Татьяной Александровной коллеги.

Педагоги-наставники помогают обучающимся в накоплении социального опыта, в духовном и творческом развитии, в осознанном выборе профессии. Многие известные ученые и музыканты, артисты и художники, писатели и спортсмены начинали свой путь в спорт, искусство или науку с занятий в кружках и секциях детских центров под руководством своих опытных педагогов-наставников.

Выпускники объединения Народные промыслы:

Саблина Софья – декоратор сцены,

Асадова Валентина – художник-иллюстратор,

Холодилкина Анастасия – учитель ИЗО и черчения,

Танская (Пратасова) Татьяна – педагог доп.образования,

Матвеева Татьяна – художник по костюмам,

Гаджиева Сабина –  визажист,

Королёва Кристина – мастер-татуировщик, художник,

Фурсова Елена – учитель ИЗО и черчения .

Вот что рассказала Пратасова Татьяна Александровна

«В детстве я очень любила рисовать, и однажды моя подруга пригласила меня на занятия росписи по дереву, моим педагогом стала Черкасова Ирина Юрьевна. Мне очень понравились занятия, захотелось там проводить всё своё свободное время, затем так и получилось.
Я благодарна Ирине Юрьевне за интересные занятия, за доброту, за чуткость и добрые советы, за все те знания, которые мы получали на занятиях.
После школы я сразу бежала на занятия и до самого вечера занималась творчеством. С тех пор я рисовала всегда и везде, даже в школе на уроках. Однажды, возвращаясь с занятий вместе с моим педагогом, я сказала, что хочу быть как Ирина Юрьевна, вот и стала. Я поставила перед собой цель, стать художником, а может быть и педагогом, тоже хотелось учить детей рисовать.
После школы я поступила в Тарусское училище, на базе КГПУ им. ЦИОЛКОВСКОГО, закончила с отличием Тарусский лицей, также с отличием закончила КГПУ им.Циолковского.
После окончания ВУЗа, к сожалению, не нашла работу по специальности, но всё равно продолжала рисовать дома для себя и друзей.
И Вот однажды, мне снова встречается мой первый педагог по рисованию, Черкасова Ирина Юрьевна и предлагает работать в нашем любимом, родном ещё с детства ДЮЦ «Горизонт». Конечно же я была рада, вот оно подумала я, и с радостью приняла предложение.
И вот уже 9-ый год работаю педагогом в ДЮЦ «Горизонт», и я счастлива.
У меня занимается много ребят, и приятно слышать от некоторых из них, что они тоже хотят работать педагогом как и я когда-то говорила, а кто знает, может кто-то из этих ребят, тоже потом придут работать к нам в «ДЮЦ Горизонт»!